Третьяковская Галерея

Государственная Третьяковская галерея была основана 22 мая 1856 года, П. М. Третьяковым. Московский купец и фабрикант Павел Михайлович Третьяков, приобрел в то время две картины, одна из них была написана художником Н.Г. Шильдером и носила название «Искушение», а вторая картина называлась «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, они и положили начало коллекции крупнейшего музея русского изобразительного искусства Третьяковской галерее.

Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русского искусства, сокровищницей национального изобразительного искусства, хранящей, шедевры, созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации Государственная галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры России. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея П.М. Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

shilder-nikolaj-gustavovich-iskushenie-1857

 Изначально в коллекцию входило 1287 произведений живописи, 518 рисунков и 9 скульптур. В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Третьяковка активно пополняется произведениями, как нового, так и старого русского искусства. В период с 1913 по 1918 год по инициативе историка искусства и художника одновременно И.Н.Грабаря, который в те годы был попечителем Третьяковской галереи, реформируется экспозиция Третьяковки. Если ранее новые поступления выставлялись отдельно и не сливались с основным собранием П.М.Третьякова, то впоследствии все стало подчиняться общему историко-хронологическому и монографическому принципу, который соблюдается и в наше время.

На данный момент можно ознакомиться с уникальным собранием Третьяковской галереи, которое насчитывает более ста тысяч произведений и разделено на несколько разделов. Первый раздел включает в себя древнерусское искусство XII-XVIII веков, где Вы увидите уникальные иконы, скульптуры, мелкую пластику, прикладное искусство (около 5 тысяч экспонатов). Второй раздел включает в себя живопись XVIII – первой половины XIX века. Третий раздел включает в себя живопись второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (около 7 тыс. произведений). В ходе экскурсии также можно оценить уникальность русской графики XVIII – начала XX века, включающую более 30 тысяч произведений и русскую скульптуру XVIII – начала XX века насчитывающую около 1000 экспонатов.

[slideshow id=15]

Интересна коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу. Собрания древнерусской живописи XI — XVII веков  это самая крупная и самая качественная коллекция древнерусской живописи из всех существующих ныне музейных собраний. Среди наиболее прославленных шедевров легендарная «Богоматерь Владимирская дарителей», вывезенная в начале XII столетия киевскими князьями из Византии. В Третьяковке галереи наиболее полно представлена портретная живопись. Здесь можно увидеть общепризнанные шедевры талантливейших русских портретистов — И. Н. Никитина, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова. Не менее полно и разнообразно представлена в галерее и русская пейзажная живопись, в частности работы таких выдающихся ее представителей, как Семен Щедрин, Ф. М. Матвеев, Ф. Я. Алексеев, Сильвестр Щедрин, М. И. Лебедев.

Блистательно показано в Третьяковской галерее творчество одного из самых выдающихся воспитанников Академии художеств — Александра Иванова. Несколько ранних картин, большое число этюдов и главное творение всей жизни художника — огромное полотно «Явление Христа народу». Другой крупный живописец России первой половины XIX века, Карл Брюллов, представлен в Третьяковской галерее большим числом превосходных портретов. Среди них «Автопортрет», портреты А. Н. Струговщикова, Н. В. Кукольника, М. А. Ланчи, «Всадница».

stychka-s-finljandskimi-kontrabandistami-1853-vasilij-hudjakovОчень полно и в превосходных образцах представлены в Третьяковской галерее демократическое направление в русской живописи первой половины XIX века и его главные представители — В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов и П. А. Федотов. Тропинин едва ли не первым среди русских художников ввел в портретную галерею образы представителей «третьего сословия» — крестьян, ремесленников, придав их изображениям высокое чувство человеческого достоинства и красоты. Произведения Венецианова покоряют скромной, тихой поэзией. Впервые в русском искусстве с такой силой лирического проникновения раскрыл художник обаяние русской природы и красоту облика русской крестьянки.

Мастерски исполненные, остроумные и занимательные жанровые сцены Федотова из жизни купцов, чиновников, обедневших дворян. Творчество Венецианова и Федотова означало решительный поворот русской живописи в сторону реализма и современности. Федотова с полным основанием называют родоначальником русского критического реализма.

Коллекция живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее — самая полная и самая значительная из всех музейных собраний, собранная в основном самим П. М. Третьяковым. Очень богата в Третьяковской галерее коллекция живописных произведений одного из зачинателей русского критического реализма — В. Г. Перова. Выдающийся жанрист, портретист, он проникновенно отобразил горестную судьбу русского пореформенного крестьянства («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы») получившего «волю», но без земли (и без средств к ее приобретению), ужасающую бедность и бесправие городских «низов». Лучший прижизненный портрет Достоевского, исполненный Перовым по заказу Третьякова, также находится в Третьяковской галерее.

Крупнейшими живописцами России второй половины XIX века были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов. Собрание их произведений в Третьяковской галерее с исчерпывающей полнотой характеризует вклад этих художников в историю отечественной культуры. Илья Репин предстает, прежде всего, как мастер большой «хоровой» социально-бытовой картины («Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали») и как выдающийся портретист-психолог. Василий Суриков был замечательным живописцем, обладавшим редчайшим даром исторического провидения. Русскую историю он воспринимал через призму народного в ней участия. Суриков смог придать своим монументальным полотнам, близким по духу музыкальным эпопеям М. П. Мусоргского, звучание подлинно народных исторических драм и трагедий.

Виктор Васнецов брал сюжеты для своих картин из сокровищницы народного творчества, фольклора. Герои Васнецова — это герои русских народных былин, сказок и героических преданий. В них в первую очередь искал живописец воплощение национального идеала человеческой красоты, могущества и благородства («Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка»). Поэтические истоки творчества Васнецова определили романтический характер его реализма.

Подобно разделу русской живописи второй половины XIX века, раздел советской живописи в Третьяковской галерее наиболее полно и в лучших образцах представляет историю развития отечественного, всего многонационального советского искусства.

Художники и историки искусства давно уже заметили, что “…Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве” (А. Бенуа).

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки, как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

Часы работы Третьяковской галереи:

вторник – воскресенье 10.00 – 18.30 (кассы работают до 17.30);

понедельник – выходной.

Ежедневно, кроме воскресенья и понедельника,  для сборных групп организуются экскурсии в 11.00 и 12.00, 13.00 и 14.00.

Как добраться до Третьяковской галереи:

Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”

Официальный сайт Третьяковской Галереиwww.tretyakovgallery.ru

Смотреть видео Третьяковская Галерея:

[youtube]rmUZC9GZrW0[/youtube]