Царскосельский лицей

Императорский  Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года в г.Пушкине (бывш. Царское Село). В нем должны были обучаться дворянские дети для ведения государственных дел. Идея о создании лицея  принадлежит Разумовскому А.К. и Сперанскому М.М.

Император Александр I утвердил постановление об открытии Лицея 12 августа 1810 года, которое уровняло его в правах с другими Университетами России. Учиться могли мальчики 10- 12 лет после экзаменов по истории, географии, физике, математике, русскому, немецкому и французскому языкам. Ученики должны были обучаться 6 лет. Обучение было разделено на 2 курса по 3 года каждый.

На первом или как его называли начальном курсе изучали следующие группы предметов: математические науки и физические (арифметика, алгебра, физика, тригонометрия, геометрия), науки нравственные(философия, основы логики и Закон Божий), грамматическое изучение языков( русский, французский, латинский, немецкий), исторические науки ( история государства  российского, иностранная история, хронология и география), а также изящные искусства и гимнастические упражнения( фехтование, плавание, танцы, верховая езда, рисование, чистописание) и первоначальные основы изящных письмен (правила риторики).

На втором или окончательном курсе изучали следующие науки: словесность,  математические, нравственные, физические, исторические, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Первыми учениками были такие люди как:

Бакунин, Александр Павлович (1799—1862)

Броглио, Сильверий Францевич (1799 — между 1822 и 1825 г.)

Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)

Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)

Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)

Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключен из Лицея в 1813 году.

Данзас, Константин Карлович (1801—1870)

Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)

Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)

Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)

Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)

Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)

Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)

Корф, Модест Андреевич (1800—1876)

Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)

Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)

Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)

Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)

Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)

Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)

Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)

Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)

Пущин, Иван Иванович (1798—1859)

Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)

Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)

Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)

Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)

Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)

Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)

Список учащихся в 1811 году утверждал сам Александр I, как и первого директора Лицея В.Ф. Малиновского.

Управление внутри Лицея осуществлял директор, его кандидатуру утверждал сам император. Первым из директоров был статский советник В. Ф. Малиновский, который был выпускником Московского университета. В обязанности директора входило постоянное проживание в здании Лицея и нахождение в курсе всех важных дел. На него была возложена персональная ответственность за каждого из воспитанников. Следует заметить, что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. Также граф А. К. Разумовский официально именовался главой Лицея и носил звание его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого из лицеистов, присутствовал на занятиях и принимал участие в приеме экзаменов. За учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее были ответственны директор, 7 профессоров, 2 адъюнкта, один священник, являвшийся преподавателем закона Божьего, 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, 3 надзирателя и 3 гувернера. Также в штате Лицея находились врач, бухгалтер, 2 парикмахера, швейцар, 5 писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и другой вспомогательный персонал. Выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский преподавал русский язык и словесность. В обязанности Николая Федоровича также входило и обучение лицеистов латыни. Все выпускники Лицея свободно читали произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков в подлинниках. Профессор Д. И. де-Будри, приглашенный из Швейцарии, вел занятия по французскому языку и словесности. Занятия по этому предмету проводили каждый день, также, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу на французском языке. Директор Лицея требовал от воспитанников обращения к преподавателям и друг к другу только по-французски.

Немецкому языку и словесности воспитанников лицея обучал профессор Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Он отличался методическим мастерством, дисциплинированностью и требовательностью к воспитанникам. Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 до 1841 года преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Также он был автором нескольких учебников и пособий для воспитанников лицея. Преподавал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы А. П. Куницын, профессор нравственных наук. Он был выпускником Петербургского педагогического института и являлся одним из лучших преподавателей своего времени. Я. И. Карцев стал основателем в Царскосельском лицее кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. По учебной программе, математика в Лицее подразделялась на чистую математику и прикладную, а физика на теоретическую и техническую. Также, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы по некоторым разделам военных наук. Ведущим специалистом по военным наукам был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации. После его кончины в 1821 году на место профессора по военным наукам предложили кандидатуру капитана А. В. Устинова. Лицеисты, выбравшие военную карьеру, дополнительно должны были изучать оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, и другие военные науки. Преподавательский состав был волен в выборе методики своей работы, но при этом строго соблюдался главный принцип обучения, который заключался в том, что лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были проводить занятия таким образом, чтобы никто из лицеистов не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников преподаватели обращали особое внимание, а также занимались дополнительно с ними. Все занятия, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устном или письменном виде. Профессора и учителя не переходили к отработке нового учебного материала до тех пор, пока все лицеисты не усвоят предыдущий материал. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которые неукоснительно соблюдались. Воспитанники лицея проявляли большой интерес к изящным искусствами и гимнастическими упражнениям. Чистописание преподавал учитель Ф. П. Калинич, музыку и пение Ф. Б. Гальтенгоф, а рисование С. Г. Чириков. Уроки танцев давали И. И. Эбергардт и другие иностранцы, которые были специально приглашены в Лицей. Преподавателем фехтования с 1812 до 1824 года являлся также иностранец Вальвиль. Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этой дисциплине был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились 3 раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и обязательно при гувернере. Лошади были полковые и находились под надзором у берейтора (инструктор по выездке лошадей и верховой езде).

Царскосельский лицей имел статус закрытого учебного заведения, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года был строго воспрещен. Все лицеисты соблюдали строгий распорядок дня, за соблюдением которого наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели. В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещалось хрустальными люстрами, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). В классных комнатах столы были покрыты алым сукном. Лицеисты использовали столовые приборы из серебра и пользовались кружевными салфетками во время трапезы. Большое значение в жизни Царскосельского лицея занимала его библиотека, которая была создана в 1811 году. Огромное внимание было направлено религиозному воспитанию юношей, организатором которого являлся пресвитер Н. В. Музовский. Не считая плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты посещали богослужения. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим усердием. В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея на государственную службу. В чине IX класса были выпущены девять человек, с чином Х класса — восемь человек, семь человек стали офицерами гвардии и пять получили звания офицеров армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе оставался неизменным. Офицеры, которые окончили Лицей, получали права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность стремительного продвижения по военной службе.

После того как на престол взошел император Николая I, для российской системы народного образования наступили перемены. Согласно указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей начал подготовку воспитанников исключительно для гражданской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо военных наук стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура всего Лицея. Вместо 2 классов по 3 года воспитанники стали проходить обучение в 4 классах по полтора года каждый.

6 ноября 1843 года Император Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это послужило переводу лицея под непосредственный надзор императора, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург, а именно в здание Александровского сиротского дома, и последующее переименование в Императорский Александровский лицей. Все это дало начало радикальным преобразованиям, которые сделали Лицей элитным высшим учебным заведением класса мирового уровня.

Адрес Мемориального Музея-Лицея: 196600, г. Пушкин, ул. Садовая, д.2.
Проезд: электропоезд с Витебского вокзала до станции «Детское Село», оттуда – автобусом № 371, 376, 370, 378. От станции метро «Московская» следуют маршрутные такси и автобус № 187.
Режим работы: с 10 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин., касса работает до 17 час. 00 мин.
Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.
Телефон: (812) 476-64-11.

Официальный сайт Царскосельского лицея

 Общая стоимость билета с экскурсионным обслуживанием:     200 руб.  

                                          Льготы:

 > для граждан России и СНГ:     110 руб.  
 > для студентов и учащихся:      60 руб.
 > для пенсионеров:      30 руб.